Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРАБДИНСКИЕ МУЧЕНИКИ
43, С. 426-427 опубликовано: 26 февраля 2021г.


МАРАБДИНСКИЕ МУЧЕНИКИ

Марабдинские мученики. Икона. XXI в.
Марабдинские мученики. Икона. XXI в.

Марабдинские мученики. Икона. XXI в.
[Груз. მარაბდის ბრმოლის ველზე მომწყდარი] Грузинской Православной Церкви († 1.07.1625) (пам. груз. 3 авг.), ок. 10 тыс. груз. воинов и участников ополчения, в т. ч. полководцы Теймураз Мухранбатони, Давид Джандиери, Агатанг Херхеулидзе и 4 его домочадцев, Баадур Цицишвили, Давид Асланишвили, епископы Руставский и Харчашнийский, знаменосцы 9 братьев Херхеулидзе, их мать и сестра, 9 братьев Мачабели и 7 братьев Чолокашвили, убитых в сражении с войском персидского шаха Аббаса I (1587-1629) на Марабдинском поле (окрестности сел Коджори и Табахмела, к юго-западу от Тбилиси) 1 июля 1625 г. Сведения о них сохранились в груз. летописях, в сочинении царя Кахети Арчила II «Арчилиани», в сочинении митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе) «Дидмоуравиани», в фольклорных произведениях.

В 1-й четв. XVII в. Аббас I предпринял ряд опустошительных походов в Закавказье. После неск. неудач груз. войско под командованием великого моурави Георгия Саакадзе в битве на Марткопском поле 25 марта 1625 г. полностью уничтожило армию Аббаса I. Разгневанный шах двинул на Грузию многочисленную армию кызылбашей под началом своего зятя, полководца Иса-хана Корчибаши. Состоявшаяся 1 июля 1625 г. битва на Марабдинском поле оказалась для обескровленной персид. походами Грузии решающей, поскольку от ее исхода зависел вопрос о существовании восточногруз. царств Картли и Кахети. Девизом груз. войск стали слова «Победа или смерть!». В битве принимали участие все слои населения - дворяне, крестьяне, духовенство, в т. ч. архиереи. Перед началом схватки воинов причастил еп. Руисский Доментиан (Авалишвили), к-рый намеревался «вместе с ними пролить кровь». Когда воины сказали ему, что не примут причастия из рук, к-рые будут обагрены кровью, архиерей ответил, что обнажает меч не против личных врагов, а ради спасения родины и христианства (Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 408).

Груз. войско возглавил царь Картли-Кахети Теймураз I; полководцами были Георгий Саакадзе, Агатанг Херхеулидзе, сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора) царства Картли в 1612-1614 гг., возглавивший один из передовых отрядов, и др. Нести боевое знамя было поручено 9 братьям из рода азнауров (дворян) Херхеулидзе. Битва началась на рассвете при значительном преимуществе грузин, однако вскоре из-за неправильной тактики груз. полководцев кызылбаши, к которым подоспела помощь со стороны азерб. Беглар-бека Шахбана-хана, эффективно использовали свое численное и техническое (ружья, пушки) превосходство на открытом поле. Обессилевшая от жары грузинская пехота, состоявшая из крестьян, была полностью уничтожена (Арчил Багратиони. 1937. С. 75-76). Поздно ночью битва закончилась поражением грузин (Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба // КЦ. 1959. Т. 2. С. 408-409). Историки высоко оценивают значение Марабдинской битвы, ставшей последним крупномасштабным противостоянием грузин и войск Аббаса I: кызылбаши, потеряв 14 тыс. воинов и встретив стойкое сопротивление, не смогли достичь полной победы и отказались от дальнейшего продвижения в Картли и Кахети.

Наиболее известен один из эпизодов битвы - подвиг братьев Херхеулидзе, нашедший отражение в груз. фольклоре. Впервые он упоминается в поэме поэта и военного деятеля Г. Орбелиани «Садгегрдзело» (Тост) (1827 - 60-е гг. XIX в.; публ.: Кребули (Сборник), ж. Тифлис. 1871. № 1; Орбелиани. 1951. С. 94). На основе фольклорных данных груз. писатель и педагог Я. С. Гогебашвили (1840-1912) создал рассказ «Девять братьев Херхеулидзе» (1912). О подвиге писали также поэты Л. М. Асатиани, С. И. Чиковани и др. Во время битвы боевое знамя после смерти знаменосца поочередно переходило от одного брата к другому; когда был убит младший брат, знамя подхватила и понесла его сестра, а после ее смерти - их мать. Херхеулидзе были похоронены близ ц. во имя вмц. Марины в окрестностях с. Дзвели-Марабда в Квемо-Картли; сохранился надгробный камень с надписью: «Здесь покоятся девять братьев Херхеулидзе, героически погибшие в битве при Марабде в июле 1625 г.». 27 июня 2008 г. М. м. были причислены Грузинской Православной Церковью к лику святых.

Ист.: Гогебашвили Я. Девять братьев Херхеулидзе // Деда эна (Родной язык) / Сост.: Я. Гогебашвили. Тифлис, 1912. С. 236-237 (на груз. яз.); Парсадан Горгиджанидзе. История / Исслед., введ.: С. Какабадзе // Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тб., 1925. Т. 2. С. 234-235 (на груз. яз.); Арчил Багратиони. Арчилиани // Он же. Полн. собр. соч. / Сост.: А. Барамидзе, Н. Бердзенишвили. Тб., 1937. Т. 2 (на груз. яз.); Орбелиани Г. Cтихи / Сост., предисл., примеч.: А. Гацерелия. Тб., 1951. С. 94 (на груз. яз.).
Лит.: Джамбурия Г. Георгий Саакадзе. Тб., 1964 (на груз. яз.); он же. Битва груз. народа за сохранение независимости в 1-й трети XVII в. // Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 4. С. 282-285 (на груз. яз.).
Т. Коридзе
Ключевые слова:
Святые Грузинской Православной Церкви Марабдинские мученики Грузинской Православной Церкви († 1.07.1625) (пам. груз. 3 авг.)
См.также:
АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви
АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ святой Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)